Вопрос.
Согласно п. 1.8. Указа Президента Республики Беларусь от 30.06.2014 N 326 "О деятельности Китайско-Белорусского индустриального парка "Индустриальный парк "Великий камень" определение организаций для выполнения работ (оказания услуг) по разработке градостроительных проектов Китайско-Белорусского индустриального парка, строительству (в том числе разработке проектной документации) объектов парка, поставке товаров для их строительства и оснащения осуществляется совместной компанией, резидентами Китайско-Белорусского индустриального парка, его инвесторами, участниками строительства объектов парка на основе переговоров без проведения подрядных торгов (торгов на закупку товаров в строительстве). Для целей настоящего Указа под участниками строительства объектов парка понимаются генеральная проектная, генеральная подрядная, проектные, подрядные, инженерные и иные организации, привлекаемые для проектирования и строительства объектов парка.
Можно ли фразу «на основе переговоров без проведения подрядных торгов (торгов на закупку товаров в строительстве)» рассматривать как возможность Генеральному подрядчику осуществлять поставку товаров для строительства, а также определение организаций для выполнения работ (оказания услуг) по строительству объектов парка без проведения процедур, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 "О проведении процедур закупок при строительстве", а фразу «на основе переговоров» рассматривать как возможность самостоятельного определения критериев и количества рассматриваемых потенциальных контрагентов без оформления соответствующей документации согласно процедуре переговоров? Аналогичная норма содержится и в п.3.6. Указа Президента Республики Беларусь от 22.09.2014 N 456 "О реализации инвестиционного проекта "Экспериментальный многофункциональный комплекс "Минск-Мир": определение генеральной проектной организации и проектных организаций, генеральной подрядной организации и подрядных организаций, размещение заказов на строительство объектов, входящих в состав комплекса, выполнение работ, оказание услуг и закупка товаров для строительства таких объектов осуществляются на основе переговоров без проведения подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве).
В соответствии с п.п. 1.1. и 1.2. п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 N 591 "О проведении процедур закупок при строительстве" (далее – Указ №591) закупки работ, услуг и товаров при строительстве осуществляются с учетом требований данного Указа путем проведения подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве либо переговоров.
Однако, в согласно с п.п. 1.8. п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 30.06.2014 №326 "О деятельности Китайско-Белорусского индустриального парка "Индустриальный парк "Великий камень" (далее – Указ № 326) определение организаций для выполнения работ (оказания услуг) по разработке градостроительных проектов Китайско-Белорусского индустриального парка, строительству (в том числе разработке проектной документации) объектов парка, поставке товаров для их строительства и оснащения осуществляется совместной компанией, резидентами Китайско-Белорусского индустриального парка, его инвесторами, участниками строительства объектов парка на основе переговоров без проведения подрядных торгов (торгов на закупку товаров в строительстве).
При этом в соответствии с подстрочным примечанием, приведенном в Указе №326, для целей данного Указа под участниками строительства объектов парка понимаются генеральная проектная, генеральная подрядная, проектные, подрядные, инженерные и иные организации, привлекаемые для проектирования и строительства объектов парка.
В соответствии с частью десятой статьи 10 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа (должностного лица).
Таким образом, Указом №326 лицам, перечисленным в п.п. 1.8 п.1 данного Указа, с учетом подстрочного примечания, в том числе генеральному подрядчику предоставлено право выбирать подрядчиков для выполнения работ, оказания услуг и поставки товаров для строительства объектов парка без проведения процедур подрядных торгов и торгов на закупку товаров. Однако тем же пунктом Указа №326 определено, что такой выбор необходимо проводить на основе переговоров.
Порядок проведения переговоров при размещении заказов для строительства объектов определен главой 11 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (далее - Положение о закупках в строительстве), утвержденного, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 №88.
В частности в соответствии с данной нормой организатор закупки, проводимой на основе переговоров, обязан:
- принять решение (приказ, распоряжение или другой документ) о размещении соответствующего заказа на основе переговоров, дате их проведения, порядке извещения участника (участников) о проведении переговоров, создании конкурсной комиссии (назначении ответственного лица за проведение переговоров) с определением ее (его) полномочий;
- разработать документацию для переговоров, проект соответствующего договора и при необходимости документацию для предварительного квалификационного отбора участников;
- определить перечень приглашаемых участников, направить им приглашения для участия в переговорах и (или) разместить извещение о проведении переговоров;
- представить участникам документацию для переговоров и при необходимости документацию для предварительного квалификационного отбора участников;
- организовать и провести переговоры;
- оценить представленные участниками предложения для переговоров и принять решение о результатах проведения переговоров;
- оформить по результатам проведения переговоров протокол и известить участников в письменной форме о результатах их проведения;
- заключить соответствующий договор по результатам проведения переговоров;
- осуществлять при необходимости другие функции, связанные с организацией и проведением переговоров.
Таким образом, лицам, перечисленным в п.п. 1.8 п.1 Указа №326, предоставлено право не проводить, при размещении заказов для строительства объектов Китайско-Белорусского индустриального парка "Индустриальный парк "Великий камень", процедуры подрядных торгов и торгов на закупку товаров, предусмотренных Указом № 591. Однако в этом случае, если данное лицо не применяет для выбора подрядчика (исполнителя, поставщика) указанные процедуры, оно обязано размещать такие заказы на основе процедуры переговоров в порядке, установленном главой 11 Положения о закупках в строительстве.
Следует отметить, что норма аналогичная п.п.1.8. п.1 Указа №326 содержится и в ряде других Указов Президента Республики Беларусь. В частности такая норма содержится и в п.3.6. Указа Президента Республики Беларусь от 22.09.2014 N 456 "О реализации инвестиционного проекта "Экспериментальный многофункциональный комплекс "Минск-Мир".
Соответственно и при строительстве Экспериментального многофункционального комплекса "Минск-Мир» размещение заказов на выполнение работ, оказание услуг и закупка товаров для данного строительства может осуществляться без проведения подрядных торгов и торгов на закупку товаров. Однако и в этом случае размещение заказов на основе процедуры переговоров в порядке, установленном главой 11 Положения о закупках в строительстве, будет являться обязательным.
31 июля 2015 г.
Управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»
М.В. БЕНСМАН, тел. (029) 331-76-18